Автор | Сообщение |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 15.10.23 12:54:53 | | | Приветствую форумчан и гостей сайта Doom Power!
Итак, дискуссия, начатая в конце августа этого года темой «Российское картостроение Doom», принесла свои первые результаты: закончена статья о творческом пути одного из самых известных отечественных дизайнеров уровней Doom, известного в сообществе под именем Shadowman.
Герой публикации не нуждается в представлениях, поэтому сразу перейду к содержанию статьи.
Она состоит из введения, основной части, заключения и приложения.
«Введение» рассказывает о предпосылках написания данной работы, а первая глава «Как все начиналось...» - о том, как будущий дизайнер начал экспериментировать над созданием своих первых карт.
Особенность творческой биографии Shadowman’а в том, что уже в самом начале картографирования он создал два вада («Hellfire» и «Cheogsh»), обусловивших две дальнейшие линии развития его маппинга - условно «реалистический» и «абстрактно-кинематографический» стили. Переплетаясь друг с другом, эти направления определяли творческие эксперименты автора в течении многих лет. О содержании и значении «Hellfire» повествует глава «Первый авторский мегавад». Более серьезное внимание уделено рассказу о «Cheogsh». Старожилы сайта помнят особые обстоятельства, которые предшествовали работе над этой картой. Своеобразному переплетению прошлого и настоящего посвящена специальная вставка «Две карты, разделенные во времени». А «Мистическое очарование "Cheogsh"» рассказывает о визуальных решениях и игровом процессе самого вада.
В главе «Разные грани таланта» содержатся сведения о многочисленных картах Shadowman’а, рожденных благодаря участию дизайнера в конкурсах и мероприятиях сайта Doom Power.
Наконец, последняя глава «Долгая дорога к мечте» посвящена тому пути, который прошел Shadowman, используя doom-технологии для соединения классического FPS c элементами ролевых игр.
«Заключение» подводит итог основной части, а в «Приложении» содержатся полезные ссылки и блиц-опрос.
***
К сожалению, мне не удалось создать достаточно компактную по объему статью: вместе с картинками она составляет 38 страниц. Это может отпугнуть возможного читателя. С другой стороны, публицистика, посвященная фанатскому картостроению Doom - настолько редкая птица в наших краях, что кто-то, наоборот, запишет обилие подробностей в плюсы статьи.
И напоследок, как говорили древнеримские думеры: «Я сделал все, что мог и пусть, кто может - сделает лучше». Теперь мячик на стороне дизайнеров, работающих на юбилейным сборником карт. А я перехожу к работе над второй статьей.
Скачивайте статью в формате pdf-файла и кидайте в избранную папку с думовскими вадами (ссылка ниже):
СКАЧАТЬ: "Наши люди в Doom: дизайнер уровней Shadowman" |
|
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Mikle = Warrant Officer =
| 1223 |
Doom Rate: 1.95 Posts quality: +548 |
Отправлено: 15.10.23 13:16:19 | | | Начал читать.
| осуществлению своей юной мечты |
Мечты своей юности будет правильнее. |
|
|
1 |
3 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 15.10.23 13:18:39 | | | Возможно, я несколько раз перечитывал, но все равно не могу ручаться за полное отсутствие стилистических и пунктуационных ошибок. |
|
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Shadowman UAC General
| 8391 |
Doom Rate: 2.08 Posts quality: +1995 |
Отправлено: 15.10.23 14:08:29 | | | Дмитрий С.
Огромное спасибо за тот титанический труд, который вы проделали! Право же, моя скромная персона не заслуживает такого большого материала!
Очень надеюсь, что вторая статья будет не меньше по объему и насыщеннее по содержанию (раз уж Дмитрий С. решил осветить в ней информацию об остальных представителях русскоязычного дум-маппинг коммьюнити).
Автору предлагаю выдать сразу несколько наград: Отличный креатив, создание зачетной темы, создание зачетного сообщения!
Теперь жду с нетерпением второй статьи - куда интереснее почитать про остальных, т.к. про себя я и так все знаю |
|
|
1 |
7 |
2 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 15.10.23 17:42:39 | | | Shadowman пишет: | Огромное спасибо за тот титанический труд |
Это верно! Plut писал, что при одинаковых способностях сделать хорошую карту легче, чем написать подобный материал. Но реальность гораздо сложнее. У меня же в значительной мере исследовательская работа. Сначала сам пройдешь один вад, потом смотришь, что о нем пишут другие, дополнительные материалы собираешь и т. д. Это оказалось гораздо утомительнее, чем я представлял сначала. Однако надеюсь, что и на вторую статью сил хватит. Тем более опыт какой-то уже получен. Надо периодически и что-то бескорыстно делать в этом мире, чтобы чувствовать себя человеком. Надеюсь, главный админ не откажет в просьбе разместить мой материал в качестве новости на главной странице - это будет важнее, чем символические знаки внимания, перечисленные вами. |
|
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
N00b Chief Petty Officer
| 922 |
Doom Rate: 2.15 Posts quality: +384 |
Отправлено: 16.10.23 13:28:58 | | | Это писал анти-Plut. |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 16.10.23 14:04:28 | | | Ну так а где толковая карта от Plut’а, который в пику мне хотел создать роскошный уровень для юбилейного мегавада? Он значился в исходном списке участников, но где его "маппа"? Помогите разглядеть, а то у меня зрение слабое
***
Вот, поэтому, ребята, я и не люблю пустую трепотню. Дизайнер, который может сделать одну ванильную хардкорную карту всего за пару дней, эту карту однако не делает. А вот посторонний думер "с улицы" (которого никто не знает) тем не менее выполняет свои обязательства перед сообществом. И не за пару дней, а за полтора месяца. Согласитесь, у меня есть моральные основания считать, что моя работа сложнее.
Это называется слово и дело. |
|
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 16.10.23 15:47:16 | | | Я ничего не перевирал. Пусть Plut перефразировал мои собственные слова, смысла это не меняет. Он меня уязвил тем, что ранее я во всех картах выделил общий недостаток - проблемы с игровым балансом. Отсюда его реакция: мол, что за думер такой странный и чего стоит его мнение? И мне это запомнилось, вместе с последующими словами. Собственно во введении к моей статье эта проблема прямо обозначена - несовпадение взглядов между думерами-любителями и геймерской "корпорацией". И далее я, например, нигде не пишу, что Shadowman - дизайнер с оптимальным игровым балансом, я просто принимаю ожесточенность его стиля как факт и предупреждаю об этом читателей. Мое личное отношение выражено только в самом последнем абзаце: чтобы вполне насладиться графической составляющей уровней, нужно на порядок снижать сложность, иначе все красоты будут заслонены мыслями о том, где бы раздобыть еще одну аптечку или как одними кулаками завалить бронированного сатира. Но так я пишу в статье, а живое общение на форуме, разумеется, более непосредственное, эмоциональное, открытое. Причем тут "дворовый стиль"? Никто в быту и на форумных посиделках не общается на языке Пушкина и Толстого. И уж совсем смешно мне слышать о некой "звездной болезни". Форум сайта маленький, ограниченный небольшим количеством постоянных участников, по ссылке файл скачало всего 20 человек и вряд ли это число сильно увеличится. О каком тут тщеславии можно говорить? Это все равно что прочитать свое школьное сочинение перед аудиторией класса и заслужить сдержанные аплодисменты в конце. Другое дело, что мне хотелось бы разбудить верховного админа, чтобы он поставил новость о моей работе на главной странице. Ему это ничего не будет стоить, а автору приятно. | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 17.10.23 03:39:57 | | | Michael63, ну хватит уже, будет придираться. Plut бы сам удивился, узнав, что из-за него тут подняли бурю в стакане.
Что касается сложности, то этот вопрос дискуссионный. Сам Shadowman выдал список из шести позиций, определяющих его отношение к этой проблеме, а общий вердикт состоял в том, что "много нюансов, и единой градации сложности сделать не получится". Комментируя такой подход, я написал, что Shadowman фактически следует древней максиме: "Делай, что должен, и будь что будет". То есть у него никогда не было желания угодить всем. "Реалистический" стиль у дизайнера (в широком смысле слова) следует понимать не только как правдоподобную визуализацию архитектуры, но и как помещение героя в такие ситуации, где он должен быть в постоянном напряжении, испытании себя. У древних греков было такое понятие с не слишком приятным для русского слуха названием - калокагатия. Этим словом они обозначали единство внешней красоты человека и его внутренней добродетели. То есть все положительные герои, культивируемые в античности - это обязательно физически красивые люди (или боги). Нечто похожее исповедует и Shadowman. Его реализм - это единство визуальной эстетики и ожесточенного геймплея. И, кстати, не он один разделяет такой подход. Как ни странно, та же логика используется дизайнерами в Slaughter-картах. Например, известный мясной мегавад Sunlust с визуальной точки зрения очень красив: там потрясающая геометрия уровней, неоновое освещение, водопады разноцветных огней и т. д. И вот такой великолепный мир служит ареной для предельно ожесточенных хардкорных схваток. Я играть в такие беспощадные карты просто не могу, но понимаю логику тех, кто их создает: авторы хотят соединить вместе максимальную визуальную красоту и такой же высокий уровень опасности для героя. Конечно, у Shadowman’а до таких крайностей не доходит и у него в картах реализован выбор сложности. Но ведь поэтому я в конце своей статьи и предупреждал тех читателей, кто прежде не был знаком с его творчеством: что выбор сложности Ultra-Violence может в дальнейшем просто оттолкнуть от прохождения игры. А то, что такое предупреждение нелишне, подтверждается различными отзывами на авторские вады. Публикация каждой новой части "Hellfire" и "Cheogsh" сопровождалась теми или иными претензиями по части сложности геймплея. Возможно, на форумных темах на Doom Power эта критика была немного приглушена, но вот зарубежные геймеры говорили уже более откровенно. Российская девушка Liese Klette, посвятившая вадам Shadowman’а две статьи, писала про "жжение внизу спины", которое сопровождает прохождение авторских карт на Ultra-Violence. И это она еще в третий "Инквизитор" не играла! Сам я прошел около 70 процентов созданных Shadowman’ом вадов и, споткнувшись уже на первом "Hellfire", понял, что рассуждать об игровом балансе в картах дизайнера нужно нейтрально, объясняя его авторским "реализмом" и желанием делать игры без оглядки на некого усредненного геймера. | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 17.10.23 12:34:35 | | | Michael63 пишет: | Мне кажется, у талантливых людей вообще редко бывает желание угодить всем. Настоящее искусство обычно не подстраивается под кого-то. |
Shadowman просто может себе это позволить. Если человек много времени тратит на визуальную проработку уровней, у него есть право вольно экспериментировать с игровым балансом. Феномен некоторой популярности Slaughter-карт основан на том же принципе. Когда в 2009 году вышел мясной мегавад Sunder, в него было невыносимо играть. И тем не менее в него играли. А почему? Потому что автор предложил абсолютно новый визуальный стиль и создал ту самую угнетающую атмосферу, когда на игрока психологически давит не только огромное количество монстров, но и сама архитектура уровней. В классическом Думе такого не было: игрока пугали не сами локации, а те ситуации, которые были в них заскриптованы. Именно в Sunder впервые был реализован принцип тотальной недружелюбности к герою со стороны всей окружающей среды. Это был успех автора и он спокойно взял перерыв аж на 10 лет, чтобы спустя годы вернуться с дюжиной новых карт для мегавада. В свою очередь Shadowman заслужил себе кредит доверия выпуском "Cheogsh" - серия этих игр имеет троекратное упоминание на Cacowards. Поэтому хотя автора периодически критиковали за сложность, он мог по-философски сказать: пусть критикуют, главное что в мои карты играют.
Так что, Michael63, искусство искусством, но доверие нужно заслужить. Редколлегия Doomworld сломала тысячу копий в жарких спорах о "The Inquisitor 3". И подводя итоги этим спорам, Not Jabba советовал геймерам выбирать сложность поменьше, но не отказываться от прохождения мегавада, потому что сюжет и атмосфера сборника перевешивают спорные решения по балансу.
Michael63 пишет: | А это как? 70 процентов прошли с читами? Это считай, что не прошли. |
Это бессмысленный упрек. У меня в папке "Shadowman Levels" содержится 35 игровых файлов, которые занимают 630 MB. Причем это ведь не только отдельные карты, но целые эпизоды и мегавады. Никто не сможет пройти такое количество вадов за полтора месяца, не играя в них ежедневно. А я играл далеко не каждый день. Поэтому, конечно, периодически пользовался чит-кодами. Впрочем, недавно один автор опубликовал новый мегавад из 14 карт и в рецензии на него указал следующее: "Посоветовать можно одно: играйте, смотрите, а если какое-то место вдруг начинает доставлять сильную боль - воспользуйтесь читом, чтобы пропустить его и увидеть, что же там дальше". Я следовал этому же принципу. | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 17.10.23 19:29:52 | | | Michael63, опять бессмысленные вопросы. Кого из тех, кто прочитал мою статью, интересует, как именно я проходил описываемые уровни? В данном случае это как говорил Мюллер в исполнении великолепного Броневого: "вопрос технологии, а не принципа". А принципиальные вопросы - это само содержание публикации: насколько корректно и убедительно изложены содержащиеся в ней факты. Конечно, в любой творческой работе такого рода нельзя обойтись без субъективизма, но ведь я оцениваю авторские карты задним числом и имею в своем распоряжении массу отзывов, тематических комментариев на Doom Power, прочие дополнительные материалы и т. д. Все это помогает максимально амортизировать личное отношение к пройденным играм. Я рассказываю об авторских картах как бы со стороны. В статье нельзя встретить выражения вроде "по моему мнению...", "я так считаю...", "мне кажется..." Оценочные суждения идут со стороны геймерского сообщества. И это правильно: оценивать творческий путь маппера, целиком опираясь на личные впечатления, это значит считать себя кем-то равным Джону Ромеро. А я рядовой думер, поэтому старался как можно более полно прислушиваться к мнению остальных геймеров, суммируя их впечатления, оценки, комментарии. | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 17.10.23 19:53:27 | | | Ладно, Michael63, предлагаю сказать форумчанам правду: мы сговорились между собой вести этот бесполезный спор, чтобы таким образом моя статья не опускалась вниз форума и притягивала к себе внимание остальных | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 17.10.23 20:03:37 | | | Michael63 пишет: | Вообще-то это Вы сделали этот провокационный вброс |
Это была часть плана, в которую были посвящены все заинтересованные стороны. Оплату произведу борзыми щенками ближе к Новому году. | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Mikle = Warrant Officer =
| 1223 |
Doom Rate: 1.95 Posts quality: +548 |
Отправлено: 17.10.23 20:41:56 | | | Michael63, как думаешь, Shadowmanу понравится, что ты зафлудил тему, где, вообще-то, предполагалось обсуждать статью о нём? Только никто больше не пишет сюда, может потому, что заглядывают, видят происходящее, и у них желание влезать сюда пропадает? Что тебя так сильно зацепило? Ну была у Дмитрий С. пара фраз, которые выглядели не очень красиво, хвастливо. Но он, в конце концов, написал хорошую статью (я дочитал, понравилось!), пишет другую. Не буду влезать в спор, что легче, написать такую статью, или сделать WAD, но WADов на форуме явно больше, чем таких статей, это надо ценить.
Блин! Хотел минусонуть сообщение выше, а плюсанул по привычке... |
|
|
1 |
3 |
|
|
| |
Хрюк Злюкем = Major =
| 3262 |
Doom Rate: 1.39 Posts quality: +1271 |
Отправлено: 17.10.23 20:53:26 | | | Я ожидал нечто вроде интервью, а получилась ретроспектива творчества Шедоумена. Впрочем, интересная.
Однако, хотелось бы, так сказать, больше "закулисья" от самого маппера - не откажусь почитать об истории создания той или иной работы со слов непосредственно автора. Во время чтения меня не покидало ощущение, что за кадром могли остаться интересные подробности, которые в сам материал не вошли
Также, ИМХО, следовало уделить больше внимания Ascension: да, это не сольная работа Шедова, а совместный с БигМемкой проект, но это грандиозная работа сама по себе и кульминация того, к чему шла серия "Инквизитор" (хоть формально Ascension к ней не относится). |
|
|
2 |
2 |
1 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 17.10.23 21:35:05 | | | Хрюк Злюкем пишет: | Однако, хотелось бы, так сказать, больше "закулисья" от самого маппера |
Это понятно, но нельзя требовать от автора больше, чем он может сказать о себе сам. Shadowman прислал порядка 10 страниц текста, но в них не было именно непосредственного описания работы над проектами. Дизайнер только обозначил стили, соотнес их с конкретными вадами и добавил некоторые мысли о том, при каких обстоятельствах они были созданы.
Я еще не играл в "Ascension". По умолчанию предполагалось рассказать о нем в другой статье, в которой будет говориться о BigMemka (Shadowman, например, отдает первенство своему соавтору, указывая, что именно BigMemka создал лучшие карты - впрочем, сам BigMemka мог бы с этим поспорить). И нужно будет постараться как-то запустить этот мегавад при нормальных настройках: уже третий "Инквизитор" (в последней редакции с 3D-моделями) очень тормозил на моем ноутбуке, а попытки игры в "Ascension" и вовсе превращались слайдшоу. Надо, наверное, другой ноутбук использовать, чтобы хотя бы понять, о чем там идет речь. Я все игры прохожу на бюджетном ноутбуке, у меня нет компьютера. | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Дмитрий С. - Warrant Officer -
| 1064 |
Doom Rate: 3.94 Posts quality: +171 |
Отправлено: 17.10.23 21:43:37 | | | Michael63, в своих записях Shadowman и BigMemka обменялись взаимными любезностями. Первый написал, что карты соавтора - лучшие в проекте, а второй отдал дань уважения своему учителю. Мне еще предстоит проверить узнать: действительно ли это тот случай, когда ученик превзошел своего учителя.
Добавлено спустя 45 минут 14 секунд:
***
Я заметил, что все сообщения Michael63 исчезли. Не знаю, что это: личный протест форумчанина или санкции сверху за флуд. Если второе, то прошу не судить его строго. Ну впечатлительный человек, с кем не бывает? Я тоже виноват: в таких случаях просто не надо отвечать собеседнику и таким образом давать ему пищу для новой атаки. Подтрунивание друг над другом и иронизирование должны иметь дружеский характер, не скатываясь в вульгарные переходы на личность. Человек, которому посвящена эта тема - лучший в этом смысле пример сдержанного отношения к критике. Shadowman ни разу не высказал мне претензий по содержанию текста, не требовал убрать критические цитаты в его адрес. И это правильно. Сообщество думеров всегда отличалось крепкой моральной броней перед всевозможными нападками, откуда бы они ни исходили. Будем и мы следовать этим традициям. Ненависти у нас с избытком хватает в реальной жизни, нет нужды переносить ее в мир, который служит нам отдохновением от повседневных проблем. | |
|
1 |
1 |
12 |
|
|
| |
Lainos - Captain -
| | 2299 |
Doom Rate: 1.8 Posts quality: +336 |
Отправлено: 17.10.23 23:17:55 | | | Хрюк Злюкем пишет: | хотелось бы, так сказать, больше "закулисья" |
Не с целью критики, но я немного удивился, что в статье нет упоминаний о "бумажном маппинге" Шэдоу.
И еще отсутствием указания на источник вдохновения при создании Realm of Cheogsh.
Впрочем, может быть, эти вещи будут интегрированы во вторую статью как интересные факты. |
|
|
1 |
10 |
1 |
|
|
| |
Michael63 Lieutenant Colonel
| 3860 |
Doom Rate: 2 Posts quality: +847 |
Отправлено: 17.10.23 23:45:46 | | | Lainos пишет: | Не с целью критики, но я немного удивился, что в статье нет упоминаний о "бумажном маппинге" Шэдоу.
И еще отсутствием указания на источник вдохновения при создании Realm of Cheogsh. |
А чего удивляться? В этой статье ещё много чего нет. Ведь её автор взялся за первый Хеллфайр только в начале этой осени. Но при этом
Добавлено спустя 35 секунд:
Дмитрий С. пишет: | Это была часть плана, в которую были посвящены все заинтересованные стороны. Оплату произведу борзыми щенками ближе к Новому году. |
|
Рейтинг сообщения: +1, отметил(и): Ahotnik |
|
1 |
1 |
2 |
|
|
| |
Shadowman UAC General
| 8391 |
Doom Rate: 2.08 Posts quality: +1995 |
Отправлено: 17.10.23 23:48:22 | | | Lainos пишет: | я немного удивился, что в статье нет упоминаний о "бумажном маппинге" Шэдоу. |
В анкете я про него не упоминал вовсе. Хотя, наверное, зря. Тем более у тебя ж вад - FoS - по мотивам так сказать...
Ну что ж, можно восполнить это упущение здесь: в те времена, когда не было никакого вменяемого редактора дума (а комп был совсем-совсем древний и дум не тянул вовсе), я некоторые идеи просто зарисовывал на бумаге в виде лабиринта с видом сверху (в изометрической проекции), в котором были расставлены монстры и предметы, как если бы мы делали подобную игру на компьютере. |
|
|
1 |
7 |
2 |
|
|
| |