2.7.1 Высокоранговые отношения
Эти отношения основаны на личной преданности человеку, делу или идее. Высокоранговые отношения всегда основаны на искреннем желании следовать за определённым человеком, двигать определённую идею, делать определённое дело. При этом всегда есть искренняя вера в личность этого человека и идею, которую он олицетворяет. То же самое касается и дела — присутствует внутренняя потребность в нём.
То есть единственная мотивация таких взаимоотношений не «я вынужден это делать (т. к. мне нужны деньги, т. к. я больше ничего не умею и т. п.)», не «я вынужден идти за ним (так как больше никого нет, т. к. мне одиноко, т. к. с него можно поиметь денег и т. п.), а «Я ХОЧУ, сам искренне хочу это делать, идти за ним, двигать эту идею. Я имею право и возможность не делать этого, но я делаю, так как это моя потребность. Я верю в это».
Высокоранговые отношения это всегда служение. Служение идеалам, идеям, человеку. Это всегда пассионарные отношения.
Пример служения идеалам: революционер, который претерпевает мучения тюрем, тяготы изгнания или войны, но не оставляет своей работы. Пример: Че Гевара, Кибальчич. Протопоп Аввакум (поставил перед собой цель бороться за дониконианское православие).
Пример служения идее: учёный, который поставил перед собой определённую цель, важную для человечества. Пример: Тур Хейердал (решил доказать, что Полинезия заселялась не из Азии, а из Южной Америки), Константин Циолковский (задумал вывести человека за пределы Земли), Сергей Королёв (то же самое), Генри Форд (решил сконструировать новый тип двигателя). Суворов был всецело предан «науке побеждать». Колумб решил доказать, что до Индии можно доплыть, если двигаться не на восток, а на запад.
Пример служения человеку: тут многочисленные примеры личной верности и преданности лидеру. Например, ученики Христа. Слово «самурай» означает «служить». Именно не служба (воинская или гражданская), а служение (человеку). Самурай служит своему господину и лично предан ему.
В качестве примера ВР отношений между мужчинами удобно рассмотреть взаимоотношения конунга (князя) и его дружины.
Формирование дружины вокруг правителя происходило на основе дружбы, личной преданности предводителю. Связь дружинников зачастую была равна связи между родными братьями, а привязанность к правителю — не слабее привязанности к отцу. На этих принципах происходило и пополнение дружины.
Однако многое зависело и от самого правителя. Случалось, что дружина отказывалась служить бесчестному, трусливому правителю.
Вождь, князь, конунг воспринимается его дружинниками как отец (если возраст и опыт значительно разные) или как старший брат (если возраст и опыт незначительные). Специально для пиров дружины существовала большая чаша, которая называлась братина. Такое название возникло неспроста — чаша наполнялась напитком (мёдом, например) и переходила «от брата к брату». От «самого старшего брата» — князя, вождя, конуннга к «братьям меньшим» — дружинникам. Фактически дружинники были связаны между собой узами, которые подчас были крепче кровного родства. А основа этих уз — личная преданность вождю, его личности (вначале) и Родине (позже).
Высокоранговые отношения бывают не только между «вождём» и «дружинником». Они бывают между двумя «дружинниками» или двумя «вождями». Это всегда взаимовыручка, которая происходит на основе личных привязанностей и взаимоуважения. Например, когда боец до последнего защищает своего раненого товарища. Он не получит никакой корысти от своих действий. Мало того, велика вероятность, что он сам погибнет. Но он всё равно защищает. То же самое касается ВР отношений между вождями. Они приходят друг другу на выручку во время войны, так как связаны узами верности друг другу.
Поскольку ни одни отношения не могут быть односторонними, вторая сторона — то есть та, которой служат, за кем следуют, всегда делает взаимные шаги. Ответ на преданность личности или идее человек кроме морального удовлетворения своим трудом, результатами, получал славу, почёт, уважение. Это, конечно, если не брать во внимание отеческой или братской любви «вождя» к своим «дружинникам».
Ещё раз повторю. Тот, кто был верен идее, делу, человеку, получал почёт, уважение и славу. Именно эти явления были «наградой» тому, кто участвовал в ВР отношениях.
Материальные ценности в ВР тоже могли иметь место и чаще всего были. Щедрость правителя по отношению к дружинникам была эквивалентом верности дружинников по отношению к предводителю. В моральную обязанность вождю вменялось одаривать своих дружинников сокровищами. Не зря в сагах конунгов называли «кольцедарителями», подразумевая под «кольцами» сокровища вообще. Почему я написал «в моральную обязанность»? Потому что это не было каким–то условием службы типа «я служу тебе шестьдесят один день, а за это получаю тридцать шиллингов». Совсем не так. Дружинник выкладывался на все 100%, не претендуя на награду. Иного просто нельзя ждать от человека, который лично предан вождю. А вождь в свою очередь по–отечески относится к дружиннику и потому отдаёт ему часть своих сокровищ. Вождь мог дать не тридцать шиллингов, а триста. А мог дать десять. И дружинник всё равно служил бы ему. Это не сделка, не «дашь на дашь», а как бы обмен дарами. Дружинник дарит вождю свою службу, а вождь дружиннику — уважение, почёт и сокровища. Которые, кстати, считались не столько материальными ценностями, сколько признаком удачливости как вождя, так и воина.
«Владей, о Беовулъф, себе на радость Воитель сильный дарами нашими —
Кольцом и запястьями, и пусть сопутствует Тебе удача!»
— говорит королева Вальхтеов Беовульфу. Это небольшое пояснение. А теперь вернёмся к основной теме.
Так что не следует путать подобные отношения с наймом — это были святые обязанности каждой из сторон. В ряде случаев воины преданно служили бедному предводителю, если тот отличался благородством или храбростью либо стал жертвой несправедливости (по мнению самих дружинников). Иногда уходили от богатых и щедрых, но трусливых и бесчестных правителей. Ни о каком найме в дружину не могло идти и речи.
Таким образом, можно сказать, что «сокровища» в ВР отношениях это аналог орденов на службе. Никто ведь не прописывает в контракте так: «Я обязуюсь провести три наступательные и две оборонительные операции, а вы, командование, обязуетесь наградить меня двумя орденами Красной звезды и одним орденом Красного знамени». Выглядит совсем по–идиотски, не так ли?
Ордена даются за конкретные заслуги и носят больше почётную роль, нежели финансовую.
Цитаты, которые описывают ВР отношения и их составляющие:
— Мы хотим голову свою сложить, честь твою найти.
(присяга дружинников князю)
— Если буду жив, то с ними; если погибну, то с дружиною.
(воевода Вышата о себе и своей дружине)
А вот как описывает путешественник Ахмад ибн Фадлан ВР отношения между князем и дружиной:
«В обычае царя русое, чтобы вместе с ним в его замке жили четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников. Эти живущие у него надежные люди умирают при его смерти, если не успевают погибнуть за своего господина в сражении».
Ахмад ибн Фадлан немного утрирует, так как «умирать при смерти князя» было совершенно необязательно.
«Сокровища» не всегда присутствуют в ВР отношениях между людьми. Группа единомышленников, работающих над некоммерческим проектом, никаких очевидных сокровищ не получают. Ученики Христа все погибли, распространяя его учение. При этом за свои труды не получили ни лепты. Только нагоняи и другие проблемы. Так что присутствие или отсутствие «сокровищ» не говорит ни за, ни против ВР отношений. Вот как об этом говорил князь Владимир Святославович:
«Серебром и золотом не добудешь верной дружины; а с нею добуду много и серебра и золота, подобно отцу моему и деду».
Он чётко даёт понять, что даже не подразумевает наём людей. Деньги никак не помогут, если нет личной преданности. Деньги не сделают людей верными тебе.
Труд во имя идеи или ради человека, которому ты лично предан — самый результативный. Никакие денежные доплаты–приплаты не сделают его более результативным. Когда человек делает то, во что верит, чего сам страстно хочет, он всегда выкладывается на 101%.
Именно ВР отношения являются двигателем цивилизации. В науке, культуре, социальных преобразованиях — везде.
ВР отношения с женщиной. Также основаны на личной преданности, верности и служении мужчине. В свою очередь, мужчина, если он ВР, ведёт себя как ВР, тщательно исполняет свои функции. Основная мотивации — не получение ништяков, а личная преданность, искреннее желание во что бы то ни стало быть с этим мужчиной. Даже если он будет больным и нищим.
Мужчина одаривает женщину, которая верно служит ему, почётом и уважением. Древнее наставление гласит: «Чтобы муж относился к тебе, как к царице, ты должна быть для него чёрной рабыней. Если же ты будешь вести себя, как надменная царица и требовать почестей, то он будет обращаться с тобой, как с негодной рабыней». Конечно, слова про «рабыню» и «царицу» это художественное преувеличение. А потому в переводе с эпического языка на обычный наставление означает следующее. Если ты не будешь выпендриваться и станешь верой и правдой служить мужчине, то он в полном соответствии с «правилами» ВР отношений одарит тебя почётом и уважением (а также «сокровищами»). А если ты будешь вести себя надменно и пытаться прогнуть его (т. е. выйдешь из «правил» ВР отношений), то никакого почёта и «сокровищ» ты не получишь. Сама же вышла из неписанного «устава» ВР отношений.
Насчёт «сокровищ». В полном соответствии с тем, что мы говорили о конунге и его верных дружинниках, мужчина одаривает свою верную женщину подарками. Он делает подарок не чтобы получить взамен секс, а чтобы показать своё расположение к женщине. Он это делает абсолютно по своей воле, а не потому, что в противном случае женщина откажется заниматься сексом, обидится, разозлится, уйдёт.
Попытаюсь объяснить. Ты испытываешь такое чувство благодарности к верной, заботливой, любящей женщине, что хочется не только сказать ей «спасибо», но и чем–то усилить это «спасибо». Чем? Подарком. Ты чувствуешь этот позыв в себе как потребность. Как жажду, например. И когда ты делаешь подарок, когда ты награждаешь женщину за то, что она — «верный дружинник», это чувство «жажды» исчезает, а на его месте вырастает чувство глубокого удовлетворения, умиротворения и радости. Почему так? Потому что ты «отплатил», вознаградил верного тебе человека за его преданность. Наградил женщину заслуженным «орденом». Ты выполнил условие взаимности в ВР отношениях. Это я описал то, как подобное испытывал лично я.
Как проявляются высокоранговые отношения со стороны женщины? Это в первую очередь признание тебя вожаком, желание следовать за тобой и слушаться тебя. Именно искреннее и добровольное желание. Причём независимо от твоего социального статуса в конкретный момент времени. Если женщина с тобой, когда ты богат и знаменит и изящно исчезает, когда ты на мели, то никакими ВР отношениями тут не пахнет.
Она ценит тебя не как источник определённых ресурсов (банкомат, вибратор, лакей, просто друг и т. п.), а именно как мужчину, как личность. Как своего вожака.
2.7.2. Среднеранговые отношения
— Почему американский солдат никогда не совершит подвиг?
— Потому что подвиги в его контракте не прописаны.
(из какого–то кинофильма)
Этой шуткой я начну разговор о СР отношениях. Они основаны на получения личной выгоды. Конкретных ништяков.
Чаще всего отношения, основанные на позициях «работа–деньги», «услуга — деньги», «товар–деньги». Торговля, наем. В СР отношениях всегда присутствует материальная составляющая. Самое краткое выражение СР отношений — это вопрос «Что я с этого буду иметь?».
Человек может работать над какой–то задачей, будучи при этом её противником. Мой знакомый рассказал о двух многодетных матерях и верных жёнах, которые, отрабатывая зарубежные гранты, читают студенткам 1–2 курсов лекции по радикальному феминизму, настраивая девчонок на бездетность, ненависть и страх к мужчинам и лесбиянство. Повторяю, сами «лекторши» — верные жёны и многодетные матери. То есть ни в какой феминизм они не верят, просто работают за деньги. «Просто бизнес, ничего личного» — девиз СР отношений. Это прямо противоположно сути ВР отношений, где главную и единственную роль играла личная привязанность, преданность человека идее или личности. И вера в эту личность или идею.
Не обязательно одна из сторон — финансовая. Это может быть обмен услугами. «Ты помогаешь моему сыну поступить в универ, а я пробиваю тебе участок под ИЖС». Это тоже СР отношения. Услуга за услугу. Обе услуги оговорены заранее и «прописаны» в устном договоре.
«Ордена» тут не полагается. Разве что премия или чаевые. Но и они носят характер конкретной оплаты за конкретную услугу.
Если при разборе ВР отношений я писал, что они основаны на личной преданности и искреннем желании делать что–то, стремиться к чему–то или идти за кем–то, то СР отношения основаны на вынужденности делать что–либо. Человек вынужден зарабатывать деньги, и потому он согласен на эту работу. Она не доставляет ему удовольствия. Ему просто нужны деньги. Он может делать работу качественно, даже очень качественно. Но это всё равно работа.
Если ВР отношения я сравнивал с княжеской дружиной, то СР отношения можно сравнить с биржей или воинами–наёмниками (кондотьерами).
СР отношения с женщиной — это обмен секса и иных женских услуг на деньги или другие ништяки. Чёткий договор: ты мне поездку в Испанию, я тебе месяц отличного секса. Ты мне новые сапоги, я тебе неделю минета. Неделя закончилась — минеты закончились. Перезаключаем договор.
Это бытовая проституция или, говоря биологическим языком, «секс за кормёжку».
Фактически женщина выполняет работу, работает на мужчину за деньги. Выполняет роль любовницы (проститутки), кухарки, поломойки или ещё кого–то. За это она получает деньги. Или не деньги, а какие–то другие ништяки. Секс (мужчина рассматривается как вибратор), послушание (мужчина рассматривается как лакей), продвижение по карьерной лестнице (мужчина как «толкач»). Никакой личной преданности к мужчине здесь нет. Пока мужчина исполняет свои обязанности по неписанному договору (содержит, организует красивый досуг, отдых, удовлетворяет в постели), женщина исполняет свои. Как только прекращает (вне зависимости от причины), женщина уходит к другому «нанимателю». То же самое касается ситуации, когда у женщины появляется возможность перейти к другому «работодателю» на более высокую «зарплату».
Отношения богатой дамы и альфонса это тоже СР отношения.
ВР отношения с женщиной можно отличить от СР отношений по многим признакам. Главный — это то, что ты любой шаг и проявление благосклонности со стороны женщины покупаешь за определённые ништяки. Не будет ништяков — не будет и благосклонности. А при длительном отсутствии ништяков или появлению более щедрого «нанимателя» женщина уйдёт к более ресурсному мужчине.
Хороший показатель — секс, который является очень чувствительным индикатором, позволяющим отличить ВР и СР отношения.
И ВР, и СР отношения — это честные, открытые отношения. В первом случае человек верен идее, личности. В ответ получает чувство удовлетворения от достигнутого, а также славу, известность, почёт и уважение. И, возможно, «сокровища». Во втором случае люди обмениваются заранее обговорёнными вещами: предметы или услуги меняются на деньги, одни услуги меняются на другие. Всё заранее оговорено, стороны согласны. А теперь перейдём к третьему уровню человеческих взаимоотношений.
2.7.3. Низкоранговые отношения
Они основаны на обмане, жульничестве, манипуляциях. Основной принцип — «Не обманешь — не проживёшь». Одна или обе из сторон пытаются впарить другой стороне дерьмо по цене шоколадных конфет.
Бегство от ответственности тоже относится к HP отношениям (при этом, мужчина, не забывай, за кого и за что ты несёшь ответственность, а за кого и за что — нет. Подробнее в главе «Мужчина, ответственность и долг» в книге «Ненастоящий мужчина»).
HP отношения с женщиной это область обмана, увиливаний, запудривания мозгов. Ты предоставляешь ей услуги, помощь, деньги, подарки, тратишь на неё своё время, эмоции, силы, а она тебе в ответ на это (или взамен этого) — туман, неопределённость, обещания и увиливания. Типичный пример — френдзона, динамово, когда женщина продаёт надежду на секс (даже не сам секс, как в СР отношениях) за твои деньги, время, труд и другие ресурсы.
Как распознать? Читай книгу «Женские манипуляции».
(с)
http://testlib.meta.ua/book/301051/read/