Выскажу частное мнение. По отдельно взятым играм.
На наглядных примерах - как-то наглядней.
Недавно установил Metro: Last Light (Redux), чтобы во второй раз её пройти.
Несмотря на великолепный уровень графона, снёс через полтора часа.
Даже до полуголых танцовщиц не дошёл (мой любимый момент в игре).
Вывод: игра ужасно рельсово-прямолинейна, обильно заскриптячена, и слабо реиграбельна даже во второй раз.
Ей-богу, лучше какой-нибудь вадник нелинейный пройти - удовольствия будет в разы больше.
Также установил Stalker: Зов Припяти, чтобы пройти в ПЕРВЫЙ раз.
(Тень Чернобыля пройдена, понравилась, крайне атмосферно, порой весьма страшно, локацие-разнообразно, тёпло-лампово, хрущевско-балконно)
Однако Зов Припяти приостановил - игра пройдена лишь на 15%,
тут группу надо собирать, для похода на "Юпитер", причем непонятно где (обычные наёмники в барах не нанимаются),
квесты оформлены ужасно, карта ужасна, подсказок куда двигаться - нет,
какие-то странные изолированные зоны на карте, куда без проводника вообще не зайти... (кривая и сомнительная игровая механика, с моей точки зрения) (то есть - вот она база, за деревянной изгородью, туда бы через лазейку пролезть - так нет же, только с проводником)
Я не говорю про КолДютевский "пресс Х ту вин", но была бы навигация по квестам как в Fallout 3/4 - цены бы Сталкеру не было.
Еще какой-то изометрический убийцу аналог Фоллаута в России делают - там продукт ругают не то что за сырость, а за мокрость, плюс унылость геймплея, неинтересные задания.
Короче, если отечественный игрострой (СНГ) местами и хорош, то практически всегда недоделан, не доведен до совершенства.
Вот эту главную мысль я и хотел выразить.
sobran Бесспорно причина в них, вот только автор видео убеждает что, мол, главная причина даже не в нехватке бобла а в том что оное в определённое время выделялось совсем не тем кому надо. Ну и в том что ру-геймер жрал всё подряд чем и спровоцировал понижение планки качества, что в свою очередь выбило отечественный игрострой из ААА ниши геймдева. Ну во всяком случае я так понял. )
Вот собс-но вопросы треда в историческом срезе:
а) а согласны ли вообще что причины падения российского геймдева были именно таковыми, и если да то б), если нет то г)
б) можно ли было избежать сего пути (ну хотя б в теории)?
в) какие перспективы российского геймдева лично вам кажутся наиболее вероятными на данный момент?
г) что же по вашему являлось реальной причиной скатывания отечественного геймдева в говно, тогда как братушки вполне таки держатся на плаву?
VladGuardian Честно говоря мне не довелось даже ознакомиться ни с одной из упомянутых тобой игорь (позор на мои седины, да), но объективно украинский игрострой мне видится более продуктивным, не говоря уж о поляках которые действительно могут в качественный геймдев.
Короче, если отечественный игрострой (СНГ) местами и хорош, то практически всегда недоделан, не доведен до совершенства.
Согласен на все сто. Вообще, чем дольше живу тем больше складывается впечатление что (без всякой политоты, если что) у граждан постсоветского пространства и особенно у граждан РФ есть какая-то патологическая способность оборачивать зачётные креативные идеи\проекты в говёную обёртку, будь то это управление в игре, или тонны багов или хреновый баланс или ещё какая ложка дёгтя, убивающая проект. Мб я заблуждаюсь.
На мой взгляд по теме все из-за не достатка бюджета и коррупции во всех ее проявлениях.
Хорошие специалисты, сейчас вот даже если брать дизайнеров и артовиков, те люди которые отвечают за внешний вид продукта, большинство топ спецов уровня "senior" работают на забугор в т.ч. и аутсорс студии.
В большинстве случаев отечественные люди(имеется ввиду руководство) не благодарные, жадные, алчные, не особо ценят труд(мол лопатой не кидаешь, не работаешь)
Это конечно слишком все обобщенно, всегда и везде есть исключения, но у меня складывается именно такое впечатление что таких большинство, отсюда не желание работать на "своих" + подкрепляется меньшей з\п и более худшими условиями.
Как следствие остаются те кто еще не дорос до "работы на забугор", те кто никогда не достигнет такого уровня и чуть хороших все же есть, но с плохим и не опытным руководством ничего хорошего не выйдет даже есть работать будет супер крутой спец.
Ну и коррупция.. Геймдев хорошая область для отмыва денег, раздувания бюджетов, кумовства, т.д.
В общем считаю если будут достойные з\п хорошим спецам и малая концентрация коррупции, будут и хорошие игры, как не крути все в бабло упирается.
Ну и в том что ру-геймер жрал всё подряд чем и спровоцировал понижение планки качества,
А ну да йопта в снг тока поцаки и водятся,не понимают тонкие геймдев натуры, а как гранцу с любой страной нато переходишь,так все джентельмены. Шо за бред ей богу.
Просто в снг зарплата не в доларах,и в той же чехии\польше зарплаты в два раза больше у программиста, а цены на продукты(и обьем работы) также как и здесь. Плюс тот факт, что весь геймдев подмяли под себя всякие наркоманы из маил ру и иже с нимми.
А ну да йопта в снг тока поцаки и водятся,не понимают тонкие геймдев натуры, а как гранцу с любой страной нато переходишь,так все джентельмены. Шо за бред ей богу.
Ну я и пытаюсь выяснить достоверность сего заявления.)
alekv, sobran, т. е. по-вашему боярин из видео не шарит или намеренно искажает причины произошедшего, сваливая с больной головы продюсеров\издателей на здоровую разрабов?
alekv, sobran, т. е. по-вашему боярин из видео не шарит или намеренно искажает причины произошедшего, сваливая с больной головы продюсеров\издателей на здоровую разрабов?
Былоб в чем шарить, все по теме было обсосано вдоль и поперёк ещё во времена зова припяти.
Плюс тот факт, что весь геймдев подмяли под себя всякие наркоманы из маил ру и иже с нимми.
Да, их сейчас много.. Тех что клепают клонов, 3вряд, скупают онлайн игры чужого производства и т.д.
Т.е. фирмы гиганты ругеймдева делают то на чем можно в 95% случаев заработать, то к чему протоптана дорожка.
Забугорные же, часто пробуют создавать новые франшизы или создавать игры на основе книгфильмов.
Наши так рискуют как мне кажется раз в 10 реже.
Вспомнил игру на мобилки в jar формате "волкодав", как раз после выхода фильма, тогдашнее впечатление не так уж и плохо вышло, хотя тогда и конкурентов было мало и тогда еще было возможным поиграть во ВСЕ игры на мобилке которые существовали
Время идет, все меняется, сейчас проще склепать новую 3вряд добавив новых механик, графику, обновить дизайн. Аутсорс студии коих тьма, работают часто на забугор.
Я так же часто встречал команды людей создающих мобильные игры для детей.. Ну там те же маша и медведь и некоторые другие менее известные бренды.
Часто игры мега упороты с тонной рекламы на которую ребенок жмет без оглядки и смотрит то видосики с рекламой, которые кстати тоже спец. для детей, то рекламу других игрмультсериалов и тд
Я думаю что крупным отечественным студиям не выгодно брать книгу и на ее основе создавать никому не известную игру, после ее рекламировать что стоит дороже чем сама игра.
alekv, sobran, т. е. по-вашему боярин из видео не шарит или намеренно искажает причины произошедшего, сваливая с больной головы продюсеровиздателей на здоровую разрабов?
Я не могу утверждать что "боярин из видео не шарит", но я лично более чем уверен в своей точке зрения, которая заключается в том что:
Виноваты коррупция и низкие бюджеты, до кучи накинуть еще и отношение к труду, оно просто отвратительное.
Разрабы это обычные рабочие, в крупных фирмах не они решают что и как делать. Для этого есть другие вышестоящие люди как опытные так и не опытные, которые решают что и как будет и кто сколько будет получать и какие спецы работать и т.д.
Короче девиз срубить бабла да по быстрее в тему.
Добавлено спустя 22 минуты 3 секунды:
А еще вот хочу поделиться такой вот инфой про игру
https://vk.com/creating_games_hroft Зайдя в группу, там можно почитать про разработчика кто он и что он и как разрабатывает, где деньги брал и т.д.
Его можно считать отечественным разрабом (да инди, но все же разраб)
Я пробовал играть в демку игры, она была еще на юнити, уже демкой игра меня заинтересовала т.е. сама механика, геймплей интересны. Я бы купил такую игру, уверен таких как я не полтора человека, графика, ну можно и лучше в разы, но это дело такое, второстепенное, но и не последнее.
Суть в чем, человек судя по его посту вначале брал кредиты на разработку игры цитата:
Принимаю решение:
11 мая 2016 года беру кредит на создание прототипа игры.
А все потому что:
Всё ещё...веду переговоры с инвесторами. Игра им очень нравится. Инвесторы советуются с "экспертом" в игровой индустрии(даже не знаю кто он). Поступает звонок...мне говорят, что ничего не получится т.к. нужно больше 5 миллионов рублей, а таких денег у них нет.
Т.е. денег нет, кредиты, думаю и так понятно что это за путь..
Игра была на кикстартере 2 раза (или 3, не помню) все не успешно.
И вот теперь проблемы что я вижу,
- Инвесторы хотят без проигрышные варианты, на разработку 5 лямов рублей, кажется много? Да это гроши.
За 5 лямов можно склепать не плохую 3 в ряд, это да. И может быть еще останется на чуть чуть рекламы.
т.е. проблема в отсутствии денег на разработку, бесплатно мало кто будет делать годноту. За малую плату из хороших специалистов работать мало кто захочет. (кредит который он взял думаю был не большой, вряд ли он брал кредит больше 5 лямов..)
Отсюда вытекающие, нет денег на рекламу, а хорошая реклама это 70-80% что игра будет успешна или хотя бы принесет прибыль, потому что благодаря рекламе целевая аудитория узнает про игру, нет рекламы, нет продаж, а надеятся что игра выедет за счет собственной годноты.. Ну это ппц путь безумства и не опытности.
т.е. это вот реальный случай, а не мифическое выдумывание почему же годноту не делают отечественные разрабы.
Интересный вопрос вы подняли. Но чтобы на него ответить, надо провести качественное исследование российской геймдев-индустрии, сравнительный анализ с зарубежным геймдевом. На роликах из ютуба такое исследование не построишь.
Так что если найдете норм. статьи, работы по теме - выкладывайте сюда.
А так - все факторы имеют место быть (и коррупция в том числе), а еще скорее непонимание и отсутствие настоящего интереса к геймдеву со стороны потенциальных спонсоров. Отсутствие своей истории, традиций в этой области, понимания геймдева как "мягкой силы" (на западе такое понимание есть).
Но точный ответ, повторяю, можно будет дать только на основе объективного исследования.
Ролик не смотрел, но уверен, что эта звезда ютуба вообще не в теме. И что это за вопрос: "Почему у братушек получилось а у РФ нет?". А у бразильцев получилось? А у испанцев? А у голландцев? Хорошо если в стране есть oдин-двa хита:
Финляндия - Max Payne
Дания - Hitman: Codename 47
Голландия - Killzone и Horizon Zero Dawn
Если есть желание, можете ознакомиться со списком производителей игр. Из этого списка можно сделать вывод, что в игры по крупному умеют только США и Япония.
По поводу России - в Питере была Creat Studios, которая сделала ролики для Heretic 2. От нее отпочковалась Saber Interactive, которая сделала Will Rock. Потом стала делать TimeShift. Он должен был быть чем-то вроде стим-панкового Метро, но что-то там случилось со сценарием, и мы поимели то, что поимели. Сейчас они делают Quake Champions.
Конечно хотелось бы на такую большую страну побольше игровых студий и хитов, но хотелось бы и музыки, а не этого вашего рэпа, и кина хотелось бы... Но это уже отдельная тема.
А если особо не гнаться за хайпом, то очень рекомендую российские Alien Shooter 2 и Zombie Shooter.
Если есть желание, можете ознакомиться со списком производителей игр. Из этого списка можно сделать вывод, что в игры по крупному умеют только США и Япония.
Список неплохо бы скорректировать по численности населения стран (например, на 1000 чел. жителей).
Также надо определиться - что будем понимать под "игрой"? Всякие там косынки, саперы или тетрисы тоже включаем? игры для мобильных телефонов и прочих микро-гаджетов? или рассматриваем только "монументальные" продукты?
я лично более чем уверен в своей точке зрения, которая заключается в том что:
Виноваты коррупция и низкие бюджеты, до кучи накинуть еще и отношение к труду, оно просто отвратительное.
Выходит что либо финансово-управленческий мир геймдева сильно обособлен от такового остальных отраслей отдельно взятого государства, либо же у украинских коллег по геймдеву например и бюджеты ширше и коррупция ниже (искренне порадуюсь за них если это так)? Если допустить первый вариант, то получается что дело всё же не в длинном долларе (хотя и в нём тоже) а в первую очередь в этике отношения к проектам и людям, реализующим оные проекты, том самом "отношение к труду".
Разрабы это обычные рабочие, в крупных фирмах не они решают что и как делать. Для этого есть другие вышестоящие люди как опытные так и не опытные, которые решают что и как будет и кто сколько будет получать и какие спецы работать и т.д.
Полагаю это не совсем так, а возможно и совсем не так, поскольку ни один вменяемый управленец не станет резать дойную корову. И я вполне допускаю совсем не сказочную ситуацию когда например ведущий разраб попросту пошлёт, без риска быть уволенным, маркетолога или кого из высшего руководящего звена за предложение "заменить рыболюдей на вампиров или оборотней, поскольку рыболюди не в тренде" (ес ты понимаешь о чём я).
Позволь уточнить ты имеешь в виду стремление к разовому и краткосрочному навару? Ибо в противном случае такая претензия несколько странна для коммерции.
Печально. Но во-первых, это частный случай, хотя и допускаю что сценарий распространённый, а во-вторых, это, как ты правильно заметил, инди-проект. А по-умолчанию, коммерческая сторона для инди весьма условна. Уверен что с инди прожектами в России особых проблем проблем нет, плюс-минус как и в других странах. Другое дело что за рубежом, шанс того что инди-дева перетянут в коммерцию значительно выше.
И если уж на то пошло, то и 3матч можно сделать так что закачаешься - франчайза "Паззл Квест" самый яркий пример; более того, даже на "б-гомерзком" флэше были замечательные мультижанровые релизы на базе 3вряд. Это к вопросу о том что и из казуальщины можно сделать конфетку, и выбор жанра дело если не второе то уж точно не первое.
Ролик не смотрел, но уверен, что эта звезда ютуба вообще не в теме. И что это за вопрос: "Почему у братушек получилось а у РФ нет?". А у бразильцев получилось? А у испанцев? А у голландцев? Хорошо если в стране есть oдин-двa хита:
Финляндия - Max Payne
Дания - Hitman: Codename 47
Голландия - Killzone и Horizon Zero Dawn
Если есть желание, можете ознакомиться со списком производителей игр. Из этого списка можно сделать вывод, что в игры по крупному умеют только США и Япония.
За ссыль спс, а вот ролик зря не смотрел, иначе вопроса к постановке вопроса (лол) темы не стояло бы.
Для ленивых: в данной теме не обсуждается (по крайней мере задачи не стояло) получилось ли у испанцев, бразильце или канадцев, а идёт попытка выяснить почему не получилось у России-матушки, на фоне славянских братушек.
Если допустить первый вариант, то получается что дело всё же не в длинном долларе (хотя и в нём тоже) а в первую очередь в этике отношения к проектам и людям, реализующим оные проекты, том самом "отношение к труду".
Отношение везде одинаковое,кроме единичных случаев особенно доброго(богатого) менеджмента и особенно отмороженного менеджмента. А вот плата за такое отношение нет.
а во-вторых, это, как ты правильно заметил, инди-проект.
Интересно, а как по твоему организовываются студии, компании? На ровном месте бац и беседка или близард или юбисофт или id?
Множество разработчиков так или иначе прошло такой путь инди или около того. Причем "инди", не значит что это проект без бюджета.
И если уж на то пошло, то и 3матч можно сделать так что закачаешься - франчайза "Паззл Квест" самый яркий пример; более того, даже на "б-гомерзком" флэше были замечательные мультижанровые релизы на базе 3вряд.
Я думал речь идет почему не делают отечественные разработчики хороших сюжетных игр на подобие тех что приводятся в видео скинутым тобой.
Так-то любой жанр может быть качественным и хорошим и приносить деньги при определенных условиях. Так вот я думаю что отечественным мощностям по производству игр куда выгоднее клепать клоны и матч3 и игры для детишек т.к. их производство дешево, быстро, окупаемо, не требует агрессивной рекламы, спец. сайтов, толп дорогостоящих специалистов и т.д. и провалы переносятся легче.
А по-умолчанию, коммерческая сторона для инди весьма условна.
Как это условна? 90% инди делается в коммерческих целях, остальные 10% для конкурсов(часто платных) и просто так(что бы однажды набраться духу и сделать платную игру).
Я не вижу причин считать инди чем-то, что не может сделать годноту которая принесет денег, порой не меньше чем ААА тайтл от какой-то беседки или близард.
Тот же майнкрафт пример. Бывший инди, пока не выкупили игру и не раскрутили еще сильнее.
в данной теме не обсуждается (по крайней мере задачи не стояло) получилось ли у испанцев, бразильце или канадцев, а идёт попытка выяснить почему не получилось у России-матушки, на фоне славянских братушек.
Почему не обсуждаются испанцы, болгары и греки? У братушек, как и у всяких шведов - один-два хита. Не было бы у белорусов танчиков, и всё - "до свиданья братья". Всё как у всех. Ну есть на Украине 9 игровых компаний, а в США их 210. И издателями у украинцев будут американцы. Ну есть у украинцев Сталкер и Метро, а у русских Will Rock и Quake Champions. Это примерно одна весовая категория. Ну можно обсудить, кто сильнее: крот или заяц. А слон с китом пока постоят в сторонке.
И опять же: вы уверены, что в украинском игровом бизнесе зарабатывается денег больше, чем в российском? Или просто лично вам нравится Сталкер или Метро, и было бы круто, что бы в России забацали что-то подобное?
Void Weaver На фоне антирусских настроений в мире никто русскую игру не купит, максимум торрент, поэтому рынок не так уж и велик, опять же публика нищая. Тупо не станут вкладывать деньги в утопичные проекты те, у кого бабки есть. В ММО могут вложиться, в сингл вряд ли. Рузге геймдизайнеры просто погонятся за баксом и свалят работать на дядю Сэма, если есть талант. Короч, в России должны появиться деньги и средний класс для нормального геймдева, иначе альтруистов ты фиг найдешь.
Раньше в России всю эту кучу говна на ПК делали на деньги издателей, кризис 2008 года загнал под шконку половину мировых издателей выжили самые жирные, а у нас так вообще все позакрывалось, а окончательно забил гвоздь взлет рынка игр для мобильных устройств. Сейчас даже если найдешь бабосы в раисе, то тебя хитрый дядя накуканит в роль в качестве своего раба и заберет у тебя права на игру. А потом ты поймешь, что все и свалишь, а дядя выпустит твой сырой кусок говна в стим и будет продавать. Такая история случилась с project genom, можно почитать на форумах. Таков увы менталитет в рахе.
Вообще Польшу с Россеюшкой не уместно сравнивать, это не одно и то же, у них экономика растёт стабильно последние 26 лет, пока у нас кругом ВРАГИ и ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, может, всё было бы не так плохо, если бы не случился 2014 год. Но он случился, и имеем, что имеем.
Интересно, а как по твоему организовываются студии, компании? На ровном месте бац и беседка или близард или юбисофт или id?
Множество разработчиков так или иначе прошло такой путь инди или около того.
Если я ничего не путаю, то вырастают из группы единомышленников, объединивших свои силы для реализации продукта, но это вовсе не означает что они обязательно "инди", хотя многие таковыми и начинали.
Как это условна? 90% инди делается в коммерческих целях, остальные 10% для конкурсов(часто платных) и просто так(что бы однажды набраться духу и сделать платную игру).
Я не вижу причин считать инди чем-то, что не может сделать годноту которая принесет денег, порой не меньше чем ААА тайтл от какой-то беседки или близард.
Тот же майнкрафт пример. Бывший инди, пока не выкупили игру и не раскрутили еще сильнее.
Если мы не сбрасываем со счетов различные платформы типа флэша, юнити, и т. д. то сейчас ~85% геймдева - инди. Так что про коммерческие цели можешь не рассказывать. И опять таки, никто и не утверждал что инди не может в годноту.
Так вот я думаю что отечественным мощностям по производству игр куда выгоднее клепать клоны и матч3 и игры для детишек т.к. их производство дешево, быстро, окупаемо, не требует агрессивной рекламы, спец. сайтов, толп дорогостоящих специалистов и т.д. и провалы переносятся легче.
А вот это уже больше похоже на истину. Возможно проблема действительно в том что российский коммерческий геймдев любит бобло больше чем сами игры, и поэтому пользует самые примитивные инструменты, тогда как для крупных проектов "денег нет", даже сраных пяти лямов.
И опять же: вы уверены, что в украинском игровом бизнесе зарабатывается денег больше, чем в российском? Или просто лично вам нравится Сталкер или Метро, и было бы круто, что бы в России забацали что-то подобное?
Не уверен, да мне и плевать кто сколько рубит. Ты совершенно не улавливаешь сути темы. Речь о профитности как о самоцели здесь вообще не поднималась и цели такой не стояло.
Собс-но и алекв и автор ролика о том же - издатели казуальщины и так гребут бобло лопатой, но пользователям насрать как на потребляемый продукт так и на самих авторов. Признания нет-с.
zoromo777, милок, не тащил бы ты сюда политоту. Хотя про рынок моб. гамез ты прав, по крайней мере это соответствует картине алека.